+7(985)416-62-73

+7(916)495-08-35

Музыкальный блог

ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ МУЗЫКАНТУ

Вы когда нибудь задумывались о том, кто придумал нотную грамоту и почему именно До-Ре-Ми-Фа-Соль-Ля-Си, и что вообще обозначают эти на первый взгяд непонятные буквы? Нотная грамота зародилась близь Флоренции в небольшом городе в Тоскане-Ареццо. Её изобретателем считается монах Гвидо Д'Ареццо. Гвидо был учителем музыки, он много путешествовал по Италии и беспрестанно работал над созданием музыкальной грамоты, которая стала бы общепринятой. В поисках более легкого способа заучивания незнакомых мелодий для песнопения, Гвидо придумал систему сольмизации на основе акростиха молитвы к Иоанну Крестителю:
UT queant laxis
REsonare fibris
MIra gestorum
FAmuli tuorum
SOLve polluti
LAbii reatum
Sancte Ioannes 

Названия всех нот, кроме первой, заканчиваются на гласный звук, их удобно петь. Слог UT – закрытый и пропеть его подобно прочим невозможно. Поэтому название первой ноты октавы, UT, в шестнадцатом веке заменили на Do (вероятнее всего, от латинского слова Dominus – Господь). 
Современная интерпретация названий нот выглядит так:
Do – Dominus – Господь; 
Re – Rerum – материя; 
Mi – Miraculum – чудо; 
Fa – Familias рlanetarium – семья планет, т.е. солнечная система; 
Sol – Solis – Солнце; 
La – Lactea via – Млечный путь; 
Si – Siderae – небеса.

Латинская буквенная нотация утвердилась как общепринятая в западной Европе и сохраняется до наших дней.

Композитор Роберт Шуман в 1850 году написал «Свод», который называется Правила для музыкантов. Основная мысль этих советов – разностороннее развитие студента, максимальный охват всех аспектов музыкальной деятельности. Пособие пригодится как для профессиональных выпускников консерваторий, так и для любителей. Разумеется, правила для музыкантов мало прочитать. Необходимо выработать привычку регулярно выполнять их. Как и указано в самих сводах, нужно бороться с произведением до конца. Поэтому нельзя останавливаться на полпути и бросать выполнение пунктов, если у начинающего музыканта появились затруднения. 

Список правил для музыкантов

1) Необходимо развивать слух с самого раннего возраста. Вокруг маленького человека десятки различных звуков – чириканье птиц, шум дождя. Нужно стараться находить разные тембры во всех них.

2) Для развития навыков играются гаммы и технические упражнения. Однако не следует лишь наигрывать их до посинения, а стоит выполнять другие задания. На одном «игрании» гамм далеко не уедешь.

3) Так называемая «немая клавиатура» совершенно непригодна для формирования музыкальности.

4) Ритмичная игра – основа для любого начинающего музыканта. Многие «профи» играют так неровно, что не хочется слушать.

5) Гармония – основа основ для любого музыканта. Следует ознакомиться с ней как можно раньше.

6) Боязнь музыкальных терминов? Не, не слышал. Если видишь незнакомое слово, то стремись ознакомиться с его значением, а не пропускать.

7) Не следует бездумно стучать по струнам – лучше всего сразу соблюдать задуманные автором акценты и обозначения. А также доигрывать своё произведение до самого конца.

8) Несоблюдение темпа (и его неверная трактовка) – одна из главных ошибок.

9) Не недооценивайте лёгкие произведения – они становятся базой для исполнения более трудных. Всегда нужно играть их легко и в характере.

10) Инструмент должен быть хорошо отстроен. Кстати, это относится и к человеческому голосу!

11) Нужно запомнить пьесу не только пальцами. Вы должны уметь проигрывать её и в голове. Причём звучит не только мелодическая линия, но и гармоническая основа.

12) Даже если вы не обладаете достаточно развитым голосом, то  нужно петь, подыгрывая на инструменте. Это разовьёт ваш слух.

13) Развиваться стоит до такой степени, чтобы можно было представить произведение, не слушая его, а лишь увидев на нотном листе.

14) Не бойтесь тех, кто вас слушает. Кстати это отличные правила для музыкантов, т.к часто начинающие исполнители сбиваются, ожидая реакции зрителя или члена приёмной комиссии.

15) Лучше всего представить, что вас слушает истинный мастер, который высоко оценит талант.

16) Если предстоит сыграть с листа незнакомую пьесу, то всегда посмотрите ее «скелет» глазами. Следует охватить форму, которая будет давать в голове представление обо всех фрагментах.

17) Если, что называется «наелся», то лучше прекратить занятия на сегодня. Лучше завтра приступить с охотой за разучивание, чем играть через силу с пресным лицом. Но не злоупотребляйте этим правилом!

18) Некоторые советы музыкантам всё-таки устарели. Или, по крайней мере, стали спорными. Например, не играть модную коммерческую музыку (скажем, исключительно в целях заработка). Лучше уделить время проверенной классике.

19) Неожиданно, но жизненные правила музыкантов пересекаются и со здоровым образом жизни. Принимайте лёгкую и полезную пищу, потому что пища для души (музыка) имеет много общего с физической подпиткой.

20) Техника и пассажи из количества переходят в качество. Но только там, где они действительно необходимы.

21) Не способствовать распространению музыкальной «непотребщины». Из этого же следует совет:

22) Стараться исключить музыкальный шлак из своего «рациона».

23) Не ставь блестящее техничное исполнение поверх авторского замысла. Всё-таки слушатель должен, прежде всего, запомнить мысль произведения.

24) Не переделывай пьесу под себя. Не выдумывай ненужные украшения и мелизматику, противоречащие автору.

25) При выборе репертуара лучше советоваться с более опытными коллегами и учителями. Не всегда этот опыт может быть положительным, но чаще – сэкономит время.

26) Знакомство с произведениями мастеров следует проводить в хронологическом порядке, но пытаться охватить самые важные этапы их творческого пути.

27) Не стоит проникаться мимолётным успехом бездушных виртуозов — «технарей».

28) Популярность музыки – вещь приходящая. Поэтому не стоит до седых волос пытаться поймать текущие тренды и быть модным.

29) Регулярное исполнение на публику добавляет опыт. Но не нужно играть то, чего вы стыдитесь.

30) Используй возможность игры в ансамбле – дуэт, квартет, аккомпанемент певцу. Когда музыкант играет в тандеме, то он начинает понимать форму, логику, учиться подстраиваться на ходу.

31) Не следует относиться с пренебрежением к «малозначительным» музыкантам оркестра, ансамбля. Каждый участник вносит свою важную роль.

32) Любовь к своему инструменту – это отлично. Но не стоит забывать и о существовании других.

33) Когда ты будешь сформирован как музыкант – делай упор на изучение партитур. Любой исполнитель черпает знания с нотного листа.

34) «ХТК» Баха – прекрасная база для растущего музыканта. Играй его, и будет тебе счастье.

35) Перенимай опыт у своих товарищей.

36) Отдых на природе с поэтическим сборником – прекрасный выбор!

37) Вокалисты могут дать некоторые полезные знания. Но относись к выбору их советов с осторожностью.

38) Практически все произведения и «фишки» были придуманы до тебя. Поэтому не слишком гордись композиторским даром, а считай его посланием свыше. И конечно – доноси его до слушателя.

39) Лучшее «лекарство» от формирующегося завышенного самомнения – прослушивание классических произведений признанных мастеров.

40) Антон Тибо и его Чистота муз. Искусства – твоя будущая настольная книга.

41) Опять же устаревшие правила для музыкантов, но для полноты картины приведём их. Почитание органной музыки, особенно церковного исполнения. Нужно стараться использовать возможность сыграть на этом инструменте.

42) Орган – это отличный инструмент для тренировки чистоты звукоизвлечения.

43) Пение в хоре средних голосов разовьёт твой профессионализм. Линия баса и сопрано обычно чётко слышна и вычленяема. Следование же за альтом требует развитого слуха.

44) Музыкальность – это и умение импровизировать, и доигрывать фразу, даже если ты её забудешь.

45) Развитие в себе музыкальности – одна из главных задач. Её можно добиться не только многочасовыми техническими затачиваниями навыков, но участием в ансамблях.

46) Наслаждайся звуком певческого голоса, ищи в нём неизвестные тебе краски.

47) Народная музыка – настоящая кладезь знаний.

48) Практика в чтении старых ключей необходима.

49) Отличный способ натренировать музыкальную память – внимательно  прислушиваться к другим инструментам и проигрывать в голове услышанную только что мелодию.

50) Оперная музыка не только красива, но и полезна.

51) Проверенное временем старое – это хорошо. Но не стоит пренебрегать и новыми произведениями. Например, сейчас пишут отличные мелодии на гитаре.

52) Некоторые произведения «распробываются» не с первого раза. Поэтому, если тебе не понравилась пьеса, то не спеши забывать о ней. Возможно, через время она придётся по душе.

53) Нужно стараться приобщаться к высокому искусству.

54) Мелодия – далеко не вся музыка. Настоящие произведения состоят не только из простенького ритма и напева. Гармония, динамика, форма – только некоторые составляющие.

55) Сочинение собственных небольших мелодий – признак хорошего прогресса.

56) Настоящая музыка происходит из глубины души. Только такая сможет покорить слушателя.

57) Юношеское витание в облаках – это хорошо в определённое время. Но не стоит навсегда оставаться в этом царстве, обязательно овладевай нотной грамотой.

58) Дирижирование – ещё одна полезная стезя. Вместе с ним можно изучить, как играть под метроном.

59) Стоит изучать и другие науки, помимо музыки.

60) Для искусства подойдут почти все те же моральные нормы.

61) Терпенье и труд – ну вы поняли.

62) Не расплескай свой талант.

63) Энтузиазм – основной двигатель художественного прогресса.

64) Не следует сразу ставить во главу угла заработок посредством исполнения музыки. Сначала следует научиться ей, а остальное постепенно приложится.

65) Без изучения формы невозможно полностью понять содержание произведений.

66) Не каждый поймёт гениального музыканта. Скорее всего, только такой же коллега.

67) Высший пилотаж – это мыслепредставление произведения в виде его партитуры.

68) Нет предела совершенству своих навыков.

Каждая нота соответствует цвету. Александр Скрябин, известный русский композитор, обладал от природы "цветным слухом", синестезией. Это когда музыка вызывает у слушателя цветовые переживания или наоборот когда смена цвета ассоциируется с музыкой. Скрябин утверждал, что музыку можно увидеть, что каждой ноте звукоряда соответствует определенный цвет. 

Он построил спектр, согласно которому:

До - это красный цвет;

Ре - желтый цвет;

Ми - голубой;

Фа - фиолетовый цвет;

Соль - соответствует оранжевому;

Ля - это зеленый цвет;

Си - синий цвет.

Также композитор сконструировал световой клавир - машину, которая определяет цвет музыки.

Пустой блок

© 2016–2019 musiconshop.ru 

Информация на сайте не является публичной офертой, определяемой положениями Статьи 437 (2) ГКРФ